Некоторые особенности проведения исследовательских проектов в школе:
- Ориентация на познавательные интересы учащихся. 2 Исследование — процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности в познании. 2
- Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение. 2 При его реализации образование способно стать адекватным индивидуальным целям личности. 2
- Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. 2 Учащиеся осваивают не только объём информации, добытой с помощью специальных методов, но и способы её обнаружения. 2
- Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения. 2 Использование исследовательских методов обучения следует сочетать с применением репродуктивных методов. 2
- Принцип формирования представлений о динамичности знания. 2 Содержание исследовательского обучения должно строиться так, чтобы опыт человечества представал перед учащимся не как сумма догм, не как свод незыблемых законов и правил, а как живой, постоянно развивающийся организм. 2
Некоторые формы исследовательской работы в школе:
- Индивидуальная. 3 Ученики выполняют отдельные задания или работают по отдельной программе (разработка тем научных исследований, оказание консультационной помощи). 3
- Групповая. 3 Школьники работают над совместными исследовательскими проектами. 3
- Массовые формы. 3 К ним относят встречи с интересными людьми, совместную подготовку с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие в научно-практических конференциях, походах. 3
Некоторые требования к учебному проекту:
- наличие социально значимой проблемы — исследовательской, информационной, практической; 4
- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы; 4
- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. 4