Особенности профориентационной работы с разными возрастными группами обучающихся включают следующие направления:
- 1–4 классы. 23 Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе. 3 Расширение представления о мире профессий и понимание взаимосвязей различных профессий. 3 Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на включённости в различные её виды (социальную, трудовую, игровую, исследовательскую). 3
- 5–7 классы. 23 Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к общеобразовательным предметам, внеучебной, профессиональной деятельности. 3 Формирование представления о собственных способностях и возможностях (образа «Я»). 3 Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, медицине, сельском хозяйстве, экономике, культуре и других. 3
- 8–9 классы. 23 Расширение знаний о профессиях и предъявляемых ими требований к человеческим качествам. 3 Формирование и уточнение образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям. 3 Информирование о системе профессионального образования. 3 Составление индивидуальных профессиональных планов обучающихся. 3
- 10–11 классы. 24 Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. 24
При профориентационной работе важен дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов. 4