Особенности профориентации детей с синдромом Аспергера включают:
- Индивидуальный подход. 2 Выбор направления профориентации зависит от интересов и склонностей ребёнка, выраженности и качественной характеристики аутистических расстройств, динамики их формирования, особенностей лечебно-коррекционной работы и позиции семьи. 2
- Побуждение активности и ответственности. 4 В ходе профориентационной работы нужно позитивно настраивать ребёнка, укреплять веру в его силы и возможности. 4
- Использование различных форм работы. 4 Например, групповых тренингов по отработке профессионально значимых навыков, ролевых игр, позволяющих примерить различные профессиональные роли, просмотра и обсуждения видеоматериалов. 4
- Учёт особенностей при организации заданий и экзаменов. 3 Нужно учитывать когнитивные, социальные, моторные и сенсорные особенности учащихся с синдромом Аспергера. 3 Например, предлагать печатную, а не устную форму объяснения, индивидуальные, а не групповые задания. 3
Некоторые возможные сферы профориентации для детей с синдромом Аспергера:
- Математика, программирование и информационные технологии. 1 Этот вид деятельности требует сосредоточенности и концентрации внимания на абстракциях, решения интеллектуальных и нетривиальных задач, планомерного и последовательного выполнения ряда рутинных операций. 1
- Искусство. 3 Способности к рисованию, пению, игре на музыкальном инструменте, сочинению музыки или написанию фантастических романов могут определить карьеру в области искусства. 3
- Профессии, связанные с установлением справедливости или с заботой о других. 3 Например, учитель, полицейский, медик, забота о животных. 3
Для успешной профориентации детей с синдромом Аспергера важно привлекать к этой работе педагогов и родителей. 4