Проблемно-ориентированный анализ воспитательного процесса — это целенаправленное изучение, объективная оценка, выделение причин, определивших уровень и результат процесса, и выработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию работы. 2
Некоторые особенности проблемно-ориентированного анализа:
- Путь «от конца к началу». 13 В ходе анализа выстраиваются логические связи между следствием (результатом) и причиной (недостатки условий). 3
- Творческий характер. 1 Для объективной оценки необходимо создать рабочую группу, чтобы в ходе обсуждения, дискуссии, учёта мнения каждого, коллективной экспертизы прийти к итоговому выводу и перейти к эффективному планированию. 1
- Три этапа анализа: 13
- Анализ результатов. 13 Необходимо оценить достигнутые результаты с помощью количественных и качественных показателей (формирование образа желаемого результата, сравнение его с имеющимися и сделанные выводы). 3
- Анализ воспитательного процесса. 1 Нужно понять причины того, что полученные результаты в действительности не соответствуют желаемым. 3
- Анализ условий. 13 Необходимо детально изучить препятствия, которые могут появиться. 3
В результате анализа должно стать ясно, что требуется изменить, чтобы в будущем педагог мог лучше, чем в настоящем, выполнять свою деятельность. 1