Некоторые особенности подготовки к ГВЭ для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи:
- Использование адаптированных экзаменационных материалов. 4 Для этой категории выпускников предусмотрены материалы с пометой «К». 34 В них допускается написание не только сжатого, но и подробного изложения (по выбору выпускника). 4 Требования к минимальному объёму развёрнутых ответов сокращены, а формулировки заданий упрощены. 4
- Работа с критериями оценивания. 5 Важно, чтобы учащиеся понимали, что от них требуется. 5 Для этого в начале подготовительной работы изучают критерии оценки экзаменационной работы, в том числе творческого задания. 5
- Использование наглядных материалов. 1 В процессе учебной деятельности применяют опорные схемы, презентации, интерактивные модели и видеоматериалы. 1 Такая организация учебного материала активизирует все виды памяти. 1
- Обучение контролю за временем. 1 Учащихся учат следить за временем, чтобы к экзаменам они могли контролировать отведённое время, развивать скорость решения и вместе с этим качество работы. 1
- Работа над словарным запасом. 35 Учащиеся составляют кластеры к предложенному слову, подбирают ассоциации, синонимы, антонимы, составляют словосочетания. 5 Также используют кроссворды, куда включают понятия, которые встречаются в творческих заданиях на ГВЭ. 5
При подготовке учащихся с тяжёлыми нарушениями речи важно учитывать, что им сложно даются любые изменения, поэтому каждый шаг экзамена нужно объяснять подробно. 1