Некоторые особенности педагогических идей Ж.-Ж. Руссо:
- Теория естественного воспитания. infourok.ru Руссо утверждал, что человек рождается совершенным, но современные общественные условия и существующее воспитание уродуют природу ребёнка. infourok.ru Воспитание будет содействовать развитию только в том случае, если приобретёт естественный, природосообразный характер. infourok.ru
- Централизация ребёнка в воспитательном процессе. studizba.com infourok.ru Руссо ставил ребёнка в центр воспитательной деятельности, но в то же время выступал против чрезмерного потакания детям, уступок их требованиям и капризам. studizba.com infourok.ru
- Акцент на важности труда для воспитания. spravochnick.ru studizba.com Труд прививает ребёнку чувство долга и ответственности за свои действия. spravochnick.ru Трудовое воспитание связано с нравственным, умственным и физическим развитием и совершенствованием. spravochnick.ru studizba.com
- Отказ от словесных методов обучения. cyberleninka.ru Руссо предлагал убрать из системы обучения приказы ученику, оставив только естественные требования, причём, без их объяснения. cyberleninka.ru
- Использование внутреннего познавательного конфликта. skillbox.ru Он возникает, когда ребёнок сталкивается с вопросом, который не имеет готового ответа и вызывает у него личный интерес. skillbox.ru
- Возрастная периодизация развития ребёнка. spravochnick.ru Руссо делил жизнь ребёнка на четыре периода: от рождения до 2 лет, от 2 до 12 лет, от 12 до 15 лет и от 15 до 18 лет. spravochnick.ru
Подход к образованию, изложенный Руссо в «Эмиле», — это скорее утопическая модель, чем проверенная методика. skillbox.ru Тем не менее многие из идей философа получили развитие в следующие века и отчасти остаются актуальными до сих пор. skillbox.ru