Некоторые особенности методики развития внутреннего слуха у пианистов:
- Работа над умением слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки. 3 Это помогает впоследствии приобрести певучее легато, цельность музыкальной фразировки и живое развитие музыкальной ткани. 3
- Формирование навыка восприятия всех свойств звука как материи. 3 Нужно привлекать внимание ученика к таким качествам звука, как протяжённость, громкость, тембр, изменение звука на педали, различия в артикуляции. 3
- Использование приёмов сравнения звучания фортепиано с тембрами отдельных инструментов симфонического оркестра. 1 Также эффективны варианты мысленной инструментовки фортепианных произведений. 1
- Работа над звуковым образом «в воображении», в отрыве от инструмента. 2 Этот приём позволяет отвлечься от чисто двигательных трудностей, от тех проблем, преодоление которых поглощает при игре огромную долю внимания и сил исполнителя. 4
- Использование таких сложных процессов, как чтение с листа и транспонирование. 2 Они являются эффективным средством активизации внутренне-слуховых представлений. 2
- Важность эмоционального отклика учащегося на исполняемое произведение. 2 Необходимо воспитывать восприятие музыкальных образов и сопереживание их в процессе исполнения. 2
Развитие внутреннего слуха у пианистов — долгий и сложный процесс, который требует умственного сосредоточения, целенаправленного устойчивого внимания, регулярного упражнения и проявления волевых качеств. 2