Особенности методики обучения чтению по звуковому методу заключаются в том, что в основе обучения лежит звук и развитие представления о звуках речи и способах их обозначения на письме. 13
Некоторые принципы звукового метода:
- Принцип развивающего обучения. 1 Ученики учатся наблюдать за языковыми явлениями, вычленять их признаки, анализировать, сравнивать и обобщать. 1
- Принцип опоры на речевой опыт ребёнка. 1
- Фонематический принцип. 1 Предполагает работу со звуком как минимальной единицей звучащей речи, развитие навыков звукового анализа, совершенствование фонематического слуха и навыков артикуляции. 1
- Принцип обучения чтению от слогового к пословному. 1 Ученик обучается автоматизированному чтению слогов, а затем — слов. 1
- Принцип последовательного изучения единиц языка. 1
- Принцип комплексного характера обучения. 1 Формирование навыков написания букв происходит совместно с обучением чтению. 1
- Принцип опережающего обучения. 1 Параллельно с изучением фонетического и графического состава языка ученики знакомятся с элементами орфографии, словообразования и грамматики родного языка. 1
- Принцип моделирования. 1 Изучение фонетической структуры слова опирается на звуковые модели, а изучение предложения — на синтаксические. 1
- Индивидуализация процесса обучения. 1 Предполагает учёт уровня подготовленности каждого ученика. 1
Этапы обучения чтению по звуковому методу: 5
- Знакомство со звуками и буквами. 5 Ребёнок учится слышать и выделять различные звуки в словах, узнаёт, что звуки бывают твёрдые и мягкие, гласные и согласные, глухие и звонкие и что у каждого звука есть своё обозначение — буква. 5
- Слияние звуков в слоги. 5 Сначала осваиваются простые слоги, состоящие из двух звуков, затем — сложные: они состоят из трёх-четырёх букв, в них появляется мягкий и твёрдый знак, подряд идут несколько согласных или гласных. 5
- Составление слов из слогов. 5 Слова, сначала коротенькие, постепенно «растут», и очень скоро от чтения слов ребёнок переходит к чтению предложений и коротеньких рассказов. 5