Некоторые особенности изучения русской пунктуации на этапе средней школы:
- Системный характер обучения. spravochnick.ru Работа по формированию пунктуационных умений продолжается на протяжении всего обучения и носит системный характер. spravochnick.ru Цель — научить применять правила в различных письменных высказываниях, а не механически их заучивать. spravochnick.ru
- Учёт трёх принципов постановки знаков препинания. spravochnick.ru При работе учитывают грамматический, смысловой и интонационный принципы. spravochnick.ru
- Использование различных упражнений. spravochnick.ru Некоторые из них:
- Пунктуационный анализ. spravochnick.ru Ученики учатся применять синтаксические знания на практике, связывая, например, пунктуацию в сложном предложении со знаниями о его структуре, способе грамматической и смысловой связи частей. spravochnick.ru
- Осложнённое списывание. spravochnick.ru Ученики графически объясняют пунктограммы и вставляют пропущенные в тексте знаки препинания. spravochnick.ru
- Конструирование предложений по предложенной схеме. spravochnick.ru Упражнение способствует усвоению структурной схемы предложения, отвлечению от конкретного лексического наполнения и выходу к обобщению типовых конструкций и общих принципов постановки знаков препинания в них. spravochnick.ru
- Исправление пунктуационных ошибок в тексте. spravochnick.ru Такие задания помогают развить внимательность, пунктуационную «зоркость», умение находить и исправлять ошибки, допущенные в письменной речи. spravochnick.ru
- Проектный метод. spravochnick.ru Дети индивидуально или в группах выполняют небольшие исследовательские работы. spravochnick.ru
В VIII классе, например, ведётся работа над пунктуацией простого предложения и предложений с прямой речью, вводятся новые смысловые единицы — обособленные члены предложения и вводные слова, словосочетания и предложения. vk.com В IX классе изучают правила разделения знаками препинания простых предложений в сложном. vk.com