Особенности изучения былин в средней школе:
- Работа над языком и стилем былин. 1 Школьники осваивают богатство народной лексики. 1 Для этого проводят словарную работу, записывают лексические значения слов, обращаются к специальным справочникам и словарям. 9
- Система творческих заданий. 1 Учащимся предлагают сопоставлять, сравнивать, подбирать средства художественной выразительности, работать над композицией былинного текста. 1 Это помогает понять стиль и дух былины как особого жанра. 1
- Знакомство с русской историей и культурой. 9 Школьникам рассказывают об исторических прототипах главных былинных героев, традициях древнерусского зодчества и иконописи, бытовом укладе жизни русичей. 9
- Изучение былин в диалоге с другими видами искусства. 9 На уроках используют репродукции картин известных русских художников, фрагменты фильмов и мультфильмов, снятых по мотивам русских былин. 9
Особенности изучения древнерусской литературы в средней школе:
- Поэтапная система работы. 4 Учащиеся последовательно углубляют и развивают представления об основных жанрах древнерусской литературы: в 6 классе — летописание, в 7 классе — поучение, в 8 классе — житие, в 9 классе — обобщение и систематизация изученного. 4
- Анализ литературного текста. 8 Школьники изучают сюжет и композицию произведения, жанровую специфику, особенности стилистических средств. 8
- Исследование слова в его художественной специфике. 8 Проводят словарную работу над незнакомыми, новыми словами, их значением, происхождением. 8
- Использование различных форм урока. 8 Это могут быть урок-исследование, урок-диспут, «круглый стол», заочные экскурсии, конференции. 8