Некоторые особенности долгосрочного (стратегического) планирования в образовательной сфере:
- Ориентация на длительный период времени. 2 Стратегическое планирование охватывает длительный период (чаще всего 3–5 лет) и определяет магистральные направления развития образовательного учреждения. 2 В системе образования долгосрочные планы развития обычно составляются на срок не менее 10–15 лет. 3
- Определение основных целей и приоритетов. 1 Стратегическое планирование помогает образовательной организации определить, чего она намерена достичь. 3
- Анализ внешней и внутренней среды. 1 Этот этап включает изучение основных трендов в области образования, рассмотрение конкурентной среды с выявлением сильных и слабых сторон. 1
- Разработка плана действий. 1 Для разработки стратегии используется информация аналитического блока прошлого проектирования, личный опыт руководителя, рекомендации экспертов, анализ опыта конкурентов и другие данные. 1
- Реализация и корректировка стратегии. 1 Включает выполнение запланированных целей и задач, распределение выделенных ресурсов, контроль за выполнением поставленных целей и задач. 1
- Оценка результатов. 1 Сопровождается изучением полученного опыта и сделанных выводов на основе работы с разработанной стратегией для составления будущих стратегических решений. 1
Также к особенностям долгосрочного планирования в образовательной сфере относят нацеленность на придание деятельности учреждения стройности и внутреннего единства, а также заложенную в таком планировании необходимость руководства активизировать и модернизировать работу учреждения. 25