Некоторые особенности автоматизации звука «Л» в русском языке:
- Последовательность автоматизации. 2 Сначала звук закрепляют в обратных слогах (ал, ол, ул, ыл), затем в прямых (ла, ло, лу, лы), далее в слогах со стечениями согласных. 25
- Отработка звука в словах. 1 Сначала ребёнок учится произносить звук в словах, начинающихся на «Л», затем в словах, заканчивающихся на «Л», в середине слова и в словах, содержащих несколько звуков «Л». 1
- Автоматизация в предложениях. 1 Этот этап — переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью. 1 Ребёнку нужно контролировать правильность произносимого звука и передавать суть высказывания. 3
- Использование чистоговорок и скороговорок. 1 Неверное проговаривание изучаемого звука на этом этапе нежелательно. 1
- Закрепление звука в стихотворениях. 1 При знакомстве ребёнка с текстом нужно выделять голосом изучаемую фонему. 1 Один и тот же стих необходимо отрабатывать на протяжении нескольких занятий. 1
- Работа в связной речи. 1 Это важнейшая ступень автоматизации, на которой завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. 1
Автоматизацию звука «Л» лучше проводить в игровой форме, чтобы у ребёнка сохранялся интерес к занятиям. 4