Особенность звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте К. Д. Ушинского заключается в том, что он знакомит детей со звуками речи, выделяя их непосредственно из речи, а не как с абстрактными звуками. 5
Некоторые другие особенности метода:
- Отказ от алфавитного порядка изучения звуков и букв. 1 Сначала дети изучали гласные, потом знакомились с согласными на основе выделения их из слова, в котором все звуки, кроме одного, были им знакомы. 2
- Использование предложений и слов, взятых из речи самих учащихся. 4 С первых же уроков дети работали с народными пословицами и загадками, читаемые тексты были доступны им. 4
- Взаимосвязь письма и чтения. 2 Письмо, основывающееся на звуковом анализе слов, предшествовало чтению, которое осуществлялось путём соединения звуков в целые слова. 2
- Развивающий характер методики. 1 Вся педагогическая система Ушинского была направлена на всестороннее развитие ребёнка, на развитие его мышления и речи. 1