Особенность наблюдения как метода исследования в специальной психологии заключается в том, что оно позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребёнка, его естественные психические проявления. studfile.net
С помощью наблюдения исследователь фиксирует разнообразные факты психической деятельности, совершающиеся в повседневной жизни. www.prodlenka.org Правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования — определения психологического смысла. www.prodlenka.org
Некоторые требования к научным наблюдениям:
- Они должны осуществляться в естественных условиях, когда ребёнок не знает, что является объектом наблюдения. www.prodlenka.org
- Следует дать по возможности исчерпывающее и точное описание поведения ребёнка в самых разнообразных ситуациях (учебной, игровой деятельности, при общении с детьми и взрослыми и т. д.). www.prodlenka.org
- При наблюдении необходимо избегать субъективных толкований и оценок. www.prodlenka.org
- Прежде чем прийти к окончательным выводам, необходимо проверить свои наблюдения на других детях при других условиях. www.prodlenka.org
- Делая выводы и обобщения наблюдений, следует учесть все данные о прошлом развитии ребёнка. www.prodlenka.org
- Наблюдение следует проводить систематически, а не от случая к случаю. www.prodlenka.org Чем дольше наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче ему отделить типичное от случайного, тем глубже и надёжнее будут его выводы. www.prodlenka.org
В работе с детьми, имеющими нарушения развития, предпочтение отдаётся хронологическим наблюдениям (позволяющим оценить динамику развития), как правило, скрытому наблюдению (поскольку дети с лёгкостью отвлекаются на исследователя, тем самым нарушая процесс). nsportal.ru