Особенность личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и учащихся заключается в том, что на первый план ставится личность обучающегося, а обучение ориентируется на развитие индивидуальности во всех направлениях с учётом её специфики. 23
Некоторые черты такой модели:
- Самостоятельность учащихся. 24 Ученики сами определяют учебные цели и задачи, выбирают предпочтительные приёмы их достижения и решения. 24
- Опора на опыт. 24 Используются уже имеющиеся знания, умения и навыки в различных областях. 2
- Учёт социокультурных особенностей учащихся и их образа жизни, поощрение стремления быть «самим собой». 24
- Контроль эмоционального состояния учащихся, а также их морально-этических и нравственных ценностей. 24
- Перераспределение ролей учителя и учащегося. 24 Педагог ограничивает свою ведущую роль и выполняет функцию помощника, советника, консультанта. 24
- Оценка деятельности не только по конечному результату, но и по процессу его достижения. 4
В личностно-ориентированной модели ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т. д.. 1