Некоторые педагогические изобретения Яна Амоса Коменского:
- Классно-урочная система обучения. 37 До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом на протяжении одного и того же времени. 4
- Принцип наглядности. 27 По мнению Коменского, истинные и прочные знания ученики могли получить только из личных наблюдений и чувственных доказательств. 2 Поэтому образовательный процесс должен был быть так построен, чтобы ученики сами видели, слышали, чувствовали то, что должны познать. 2
- Обучение алфавиту с помощью звукоподражания окружающему миру. 1 Для этого Коменский ввёл практику уроков на свежем воздухе. 1
Полезность своей методики Коменский обосновывал тем, что подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться разнообразными примерами, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. 4 Также он считал, что в учебные материалы нужно добавлять как можно больше интересных фактов — чтобы детям не было скучно. 7