Некоторые теоретические аспекты теории свободного воспитания К. Н. Вентцеля:
- Цель воспитания. 69 Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить самому себе. 6 Цель воспитания должна вытекать из природы того, кого воспитывают и образуют. 6 По мнению Вентцеля, цель нравственного воспитания — выработка в детях свободной творческой нравственности. 6
- Объём и характер знаний, качеств и свойств личности. 1 Их определяют конкретные дети. 1 Взрослые лишь создают условия и доставляют материал для удовлетворения детской любознательности. 1
- Методы воспитания. 1 Главный воспитательный метод — «метод освобождения творческих сил в ребёнке». 7 Сущность этого метода состоит в пробуждении и поддержании в ребёнке духа искания, исследования и творчества во всех областях его жизнедеятельности. 7
Некоторые теоретические аспекты теории свободного воспитания Л. Н. Толстого:
- Дети — существа совершенные и гармоничные. 3 Взрослые должны только давать детям материал для того, чтобы они могли сами развиваться «гармонически и всесторонне». 4
- Свободное воспитание содействует саморазвитию. 4 Оно способствует самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребёнке от рождения. 4
- Главный критерий педагогики — свобода. 13 Границы свободы в школе определяются разумным ограничением учителя. 3
- Достоинство учебного метода определяется удовольствием учащихся и их желанием учиться. 3
Таким образом, и Вентцель, и Толстой акцентировали внимание на свободе как основополагающем принципе свободного воспитания, понимая её как отсутствие принуждения, насилия и ограничений. 12