Ленинское определение материи имеет как сторонников, так и критиков. 18
Сторонники считают, что определение содержит в себе огромную эвристическую силу и является единственно возможным для философского материализма, охватывающим всё бесконечное многообразие явлений материального мира. 1 Ленинское понятие материи отбрасывает антинаучные концепции субъективного идеализма, отрицающие объективный характер внешнего мира. 4
Критики акцентируют внимание на том, что понятие объективной реальности с необходимостью предполагает существование субъективной реальности, что ведёт к дуализму, а это несовместимо с позицией материалистического монизма. 1 Также возникает вопрос: почему только в ощущениях отражается «объективная реальность», а не во всех формах познания. 1
Для уточнения ленинского определения некоторые предлагают, например, рассмотреть материю как единство двух уровней: сущности и явления, и вывести за пределы сущности материи все её стороны, связанные с влиянием сознания. 8 В таком случае можно будет по-прежнему определять материю как нечто, существующее независимо от сознания, однако под материей будут иметься в виду только существенные стороны материи. 8
Таким образом, вопрос о правильности и необходимости уточнения ленинского определения материи остаётся дискуссионным и требует дальнейшего развития.