XVI–XVII века считаются эпохой возникновения науки как социального института, потому что в этот период произошла научно-техническая революция, которая совпала с резким расширением освоенного европейцами географического пространства. 1
Некоторые факторы, которые способствовали развитию науки:
- Потребности растущего производства. 2 Применение механизмов, изобретение огнестрельного оружия, развитие строительной техники и горного дела расширили круг доступных изучению явлений и потребовали решения задач механики и математики. 2
- Великие географические открытия. 2 Они дали запас новых фактов по многим научным дисциплинам (астрономия, геология, ботаника, зоология и т. д.) и оказали революционизирующее влияние на научную мысль. 2
- Развитие книгопечатания. 12 Книга, отпечатанная на бумаге, была дешевле прежних пергаментных рукописей, что означало переворот в области распространения научных знаний и обмена ими. 2
- Складывание нового мировоззрения. 2 В европейских странах разлагались феодальные отношения и развивались капиталистические, что способствовало созданию естествознания, свободного от недостатков средневековой схоластики и основанного на опыте. 2
Всё это привело к созданию организаций учёных, появлению научных изобретений и превращению университетов в центры получения нового и достаточно точного знания, что и означало возникновение нового социального института науки. 1