Некоторые причины, по которым ВПР по математике не всегда объективно отражает уровень знаний учеников:
- Недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля. 1 Ученики могут быть невнимательными при прочтении текста задания или вопроса, что приводит к неправильному ответу. 1
- Особенности формулировки и характера задания. 1 Некоторые ученики не понимают задание и выполняют его неверно. 1
- Индивидуальные особенности учащихся. 1 Например, эмоциональное состояние во время выполнения работы, медлительность и нехватка времени на сосредоточенное выполнение заданий. 1
- Неоднородность контингента. 1 В одном и том же классе обучаются дети с разными способностями к предмету. 1 В результате качество выполнения внутри класса или образовательного учреждения в целом является лишь средним значением, за которым не видны индивидуальные достижения конкретных учеников. 1
- Особенности содержания заданий. 1 В работы включены задания, которые проверяют не только знание алгоритмов и понимание математических понятий, но и умение читать текст, анализировать его, искать оптимальные пути решения проблемы, делать осмысленный выбор и т. д.. 1
- Низкая мотивация обучающихся. 1 От учителя требуются дополнительные усилия при формировании у учеников навыка анализа задания ВПР, что требует дополнительного времени на подготовку к урокам. 1
Также существует мнение, что ВПР не является объективным инструментом исследования уровня подготовки школьников. 3 По мнению некоторых учителей, результаты ВПР часто являются не срезом знаний здесь и сейчас, а результатом долгой целенаправленной подготовки к ВПР, в ущерб учебному процессу. 3