Некоторые причины, по которым возникают трудности с развитием познавательного интереса у старшеклассников:
- Установка на запоминание. 1 Многие подростки во время уроков слушают учителя пассивно, рассчитывая на то, что он всё объяснит. 1 Ученики считают своей основной задачей понимание и запоминание того, что говорится в учебнике. 1
- Несформированные навыки учебной деятельности. 3 Они не дают возможности удовлетворить потребность в самоутверждении. 3
- Разделение предметов школьного курса на важные, по которым учащиеся сдают экзамены в форме ЕГЭ, и «второстепенные». 2 Предметам второго блока уделяется меньше внимания, и уровень мотивации понижается. 2
- Устоявшаяся жизнь учеников. 2 В старших классах новизна обучения давно утрачена, об учащихся уже сложилось определённое представление в школе, их психологический настрой чаще всего связан с утверждением себя вне стен своего образовательного учреждения. 2
- Негативные факторы, такие как неинтересное преподавание, отсутствие дружеских связей, конфликты с учителями, друзьями, родными, неуспех в учении, бедность сообщаемого материала, слабость познавательной нагрузки, отрицательный эмоциональный фон, смысловой барьер между учителем и учеником. 1
Для решения этих трудностей необходим индивидуальный подход, который учитывает все особенности ученика и помогает разработать эффективные, подходящие именно для него, рычаги воздействия на изменение мотивации. 2