Отрицательный перенос двигательных навыков возникает, когда начальные стадии движений схожи, но затем существенно различаются. 3 В этом случае более привычное и закреплённое двигательное действие имеет преимущество, что может негативно повлиять на освоение нового действия. 3
Некоторые другие причины отрицательного переноса:
- Необходимость по-разному реагировать на одинаковые внешние и (или) внутренние стимулы начала двигательного действия. 1 В таком случае двигательные решения становятся для человека неадекватными по начальным условиям. 1
- Отличие двигательных действий в предлагаемой для решения задаче от поставленных первоначально, например, по соответствию акцентов движений в основной фазе. 1 Например, несоответствие ритмической структуры движений приводит к отрицательному переносу навыка. 1
- Взаимодействие «конкурирующих» навыков, при котором нарушается тот из них, который менее прочно закреплён. 2 Если степень прочности одинаковая, нарушается тот, структура которого более сложна. 2
Чтобы избежать отрицательного переноса, рекомендуется исключить одновременное формирование «конкурирующих» двигательных навыков и планировать педагогический процесс таким образом, чтобы феномен отрицательного переноса был минимальным. 1