Некоторые причины возникновения ошибок при последовательном выполнении арифметических действий:
- Особенности восприятия правил. 1 Ученики помнят начало формулировки, в которой сложение названо раньше вычитания, а умножение — раньше деления, но не обращают внимания на конец правила, подчёркивающий, что действия надо выполнять в порядке их записи. 1
- Ориентировка не на правила, а на возможность выполнения действий. 1 Ученики делают то, что делается, а не следуют определённым правилам. 1
- Влияние расположения действий в выражении. 1 После выбора первого действия его положение в записи выражения влияет на выбор второго действия. 1
- Недостаточный анализ решаемого примера. 3 При вычислениях ученики больше обращают внимание на числа, чем на знак действия. 3
- Использование нерациональных приёмов. 3 Например, выполняя сложение в случаях вида 3+6, ученики вместо приёма перестановки слагаемых используют приём присчитывания по единице и забывают, сколько единиц уже прибавили и сколько осталось прибавить. 3
- Невнимательность. 3 Ученики могут пропустить операции, входящие в приём, или выполнить лишние операции. 3
Чтобы избежать ошибок, важно с первых уроков обучения вычислениям приучать учеников к тому, чтобы они называли сначала вслух, а позднее про себя, какое арифметическое действие надо выполнить и над какими числами, и только после этого вычисляли результат. 3