Орфографическая зоркость у школьников возникает в результате регулярных занятий и решения орфографических задач. 1 В процессе обучения у детей накапливается набор звуков и звукосочетаний, которые могут представлять собой орфограммы и привести к ошибке. 1 В результате многократных упражнений у школьников появляется определённый автоматизм — основа орфографической зоркости. 1
На развитие орфографической зоркости влияют разные факторы, среди них:
- Зрительный. 3 Ребёнок запоминает правильный вариант и впоследствии его воспроизводит. 3 Ученик не должен торопиться сразу писать незнакомое слово — следует сперва уточнить его написание у учителя или в словаре. 3
- Слуховой. 3 Ребёнок на слух улавливает, где фонема находится в слабой позиции, и подбирает проверочное слово. 3
- Рукодвигательный. 3 В процессе написания слова на бумаге рука механически запоминает его «двигательный» образ. 3 Для развития этого навыка нужно как можно больше писать именно от руки. 3
- Артикуляционный. 3 Речевой аппарат тоже обладает способностью запоминать произношение лексических единиц. 3 Необходимо максимально чёткое проговаривать каждое слово, но не как слышим и как привыкли произносить лексемы при обычном разговоре, а так, как пишем. 3