Эффект наблюдателя в изучении слов и словосочетаний возникает из-за абстрагирующего и рефлексивного мышления. 13 В результате перцептуальные объекты становятся именованиями, которые замещают тот или иной эмпирический материал. 1
Любое сенсомоторное «событие» может превратиться в опыт наблюдателя и генерировать воображаемый материал благодаря когнитивным операциям и операциям над результатами этих операций. 1 Так происходит конструирование реальности в языке: наблюдая, человек начинает жить в реальности своего наблюдения, которую он принимает за мир «как он есть». 3
Также в лингвистике существует «парадокс наблюдателя», который заключается в том, что присутствие наблюдателя влияет на речь носителей языка, заставляя их использовать обороты и лексику, характерные формальному регистру. 2