Внешняя мотивация в образовании может быть неэффективной по следующим причинам:
- Недолговечность. 1 Внешний стимул работает до тех пор, пока есть награда, после чего она обесценивается, и у ученика пропадает внутренняя потребность к самообразованию и самосовершенствованию. 1
- Возрастание негатива внутри коллектива и взращивание конфликтов. 1 Например, если при командной работе результат всей команды зависит от результата самого слабого её члена, то вся команда ополчится на своё «слабое звено». 1
- Формирование у учеников чувства собственной неполноценности. 1 Самые сильные ученики из раза в раз будут получать высокие баллы, похвалу, а в это время слабые ученики будут утверждаться в том, что они «не такие», «слабые», «аутсайдеры», «неудачники». 1
- Зависимость от награды. 1 Ученики сначала будут задавать вопрос: «А что нам за это будет?» и только потом решать, заниматься этой деятельностью или нет. 1
- Возникновение чувства несправедливости. 1 Например, в творческих заданиях часто трудно определить лучшего ученика или команду, из-за чего проигравшая сторона, не получившая награды, будет считать себя обделённой. 1
- Отказ слабых учеников от работы. 1 Если результат известен заранее, то слабые ученики даже не вступят в игру и не приступят к выполнению задания — «Зачем стараться, если результат всё равно известен?». 1
Для эффективной мотивации в образовании рекомендуется также развивать внутреннюю мотивацию, связанную с интересом и удовольствием от процесса обучения. 25