Внешняя мотивация к обучению считается менее эффективной, потому что она не всегда устойчива и может исчезнуть, если ученик не видит результатов своих усилий. 5
Некоторые другие недостатки внешней мотивации:
- Обесценивание награды. 2 Когда пропадает внешний стимул, например, перестают выдавать поощрения за обучение, ученик перестаёт учиться. 2
- Зависимость от награды. 2 Ученик сначала задаёт вопрос: «А что нам за это будет?» и только потом решает, заниматься этой деятельностью или нет. 2
- Формирование чувства неполноценности. 2 Самые сильные ученики из раза в раз получают высокие баллы и похвалу, а слабые ученики утверждаются в том, что они «не такие», «слабые», «аутсайдеры», «неудачники». 2
- Воспитывание эгоизма. 2 Сильный ученик в слабом классе будет превозноситься и считать себя самым умным, деятельным, а к остальным относиться пренебрежительно и свысока. 2
Однако есть люди, которые откликаются только на внешнюю мотивацию и двигаются вперёд к своей цели, опираясь на похвалу, признание, достижения. 3 Оптимальных результатов можно добиться, балансируя между внешней и внутренней мотивацией. 4