Учёт умственной нагрузки при составлении расписания уроков важен по нескольким причинам:
- Снижение утомляемости. 4 Правильное чередование «трудных» и «лёгких» предметов способствует снижению утомляемости учащихся. 4
- Профилактика переутомления. 2 При составлении расписания учитывают, что в разные дни недели у учащихся разный уровень умственной активности и работоспособности. 1 Например, наиболее высокие показатели отмечаются к середине недели, а к её концу идут на спад. 1
- Повышение эффективности усвоения материала. 1 Наибольшая работоспособность учащихся приходится на 10–12 часов, именно в это время отмечается максимальная эффективность усвоения учебного материала. 1
- Рациональное распределение времени. 4 Расписание позволяет рационально распределить время обучающихся и педагогов, преодолеть их перегрузки и способствовать поддержанию хорошего самочувствия участников образовательного процесса. 4
Кроме учёта умственной нагрузки у учащихся, при составлении расписания также важно учитывать умственную и физическую нагрузку педагогов, предоставлять им возможность «отдыхать» во время учебного дня. 1