Учёт осмысленности чтения важен при оценке навыков чтения у школьников, потому что осмысленное восприятие любых текстов способствует развитию человека как личности, его интеллектуальному и духовному росту, глубокому осознанию процессов и явлений, происходящих вокруг. 4
Осмысленность чтения предполагает понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. 1 Для этого необходимо уметь, например:
- выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; 1
- отвечать на вопросы по содержанию словами текста; 1
- определять эмоциональный характер текста; 1
- выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова; 1
- опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей; 1
- определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных; 1
- осознавать авторское и собственное отношение к персонажам; 1
- формулировать тему небольшого текста; 1
- работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку; 1
- выявлять смысловой и эмоциональный подтекст; 1
- определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль; 1
- находить главную мысль, сформулированную в тексте; 1
- определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по обложке, заглавию, рисункам. 1
Таким образом, учёт осмысленности чтения позволяет определить уровень сформированности основных читательских умений: извлекать, интерпретировать и оценивать прочитанную информацию. 2