Несколько причин, по которым в России функциональная грамотность ниже, чем в странах с высоким уровнем образования:
- Отсутствие практики решения задач, направленных на развитие функциональной грамотности. 2 В отечественной школе не широко используются задания, которые помогают использовать полученные знания и умения в реальных жизненных ситуациях. 2
- Направленность инструментов оценивания на оценку предметных знаний и умения решать типовые задачи. 2 ОГЭ и ЕГЭ не оценивают компетентность как умение действовать в определённой ситуации. 2
- Недостаточная подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности и отсутствие необходимых учебно-методических материалов. 2
По результатам исследования PIAAC 2013 года, россияне с высшим образованием демонстрируют более низкие баллы, чем граждане стран ОЭСР с таким же уровнем образования. 1 Это говорит о том, что в России высшее образование не всегда даёт прирост владения ключевыми компетенциями, составляющими функциональную грамотность. 1