Разные формы обращения в преподавательской среде существуют из-за стилей педагогического общения, которые зависят от характера, взглядов и психических особенностей педагога. www.maam.ru
Выделяют несколько стилей: www.maam.ru videouroki.net
- Авторитарный. www.maam.ru videouroki.net Педагог единолично решает все вопросы, определяет цели взаимодействия и оценивает результаты, исходя из собственных установок. www.maam.ru videouroki.net Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. www.maam.ru Формы обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. www.maam.ru
- Попустительский (либеральный). www.maam.ru Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива и проблемы отдельной личности. www.maam.ru Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога. www.maam.ru Формы обращения — увещевания, уговоры. www.maam.ru
- Демократический. www.maam.ru videouroki.net Общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. www.maam.ru Педагог прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. www.maam.ru Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. www.maam.ru
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. www.maam.ru
Таким образом, стиль общения педагога характеризуется гибкостью и вариативностью, зависит от конкретных условий, индивидуальных особенностей учащихся и характера деятельности. www.maam.ru