В педагогических теориях Песталоцци и Дистервега воспитание должно соответствовать природе человека, потому что эти учёные считали, что невозможно создать личность, наделённую качествами, которые не заложены в ней от природы. 2
Песталоцци полагал, что у каждого человека имеется определённый потенциал, который имеет божественное начало. 2 Всё предопределено природой и законами её функционирования. 2 Поэтому в ходе воспитания должны быть раскрыты природные способности человека, с учётом природных начал и законов. 2
Дистервег полагал, что человек обладает врождёнными задатками, которым свойственно стремление к развитию. 3 Задача воспитания — возбудить задатки, чтобы они могли самодеятельно развиваться. 3 Каждый человек от рождения обладает суммой определённых способностей, которые при правильно организованном воспитании развиваются, а при неумелом — могут заглохнуть. 3
Таким образом, согласно взглядам Песталоцци и Дистервега, воспитание должно быть гармоничным и всесторонним, ориентированным на развитие природного потенциала, посредством специальной системы упражнений. 2