В гармоническом виде минорной гаммы седьмая ступень повышается при игре вверх и вниз для того, чтобы обострить её тяготение в первую ступень (то есть в тонику). 1 В результате седьмая ступень хорошо и естественно переходит в тонику. 1
В мелодическом виде минорной гаммы при движении вверх повышаются шестая и седьмая ступени. 12 Это обеспечивает более направленное движение к тонике, но смягчает его. 1 При движении вниз повышения отменяются, так как при возвращении на повышенную седьмую ступень снова захочется вернуться к тонике, хотя это уже не нужно. 1
Таким образом, в гармоническом виде минорной гаммы седьмая ступень повышается для естественного перехода в тонику, а в мелодическом — повышение шестой и седьмой ступеней при движении вверх смягчает и направляет движение к тонике, но при движении вниз эти повышения отменяются, чтобы избежать повторного стремления к тонике. 12