Учебно-дисциплинарная модель дошкольного воспитания уступает личностно-ориентированной по нескольким причинам:
- Цель обучения. files5.s-ba.ru nsportal.ru Учебно-дисциплинарная модель направлена на то, чтобы вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание. files5.s-ba.ru nsportal.ru Личностно-ориентированная модель предполагает содействие становлению ребёнка как личности, развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности. files5.s-ba.ru nsportal.ru
- Активность детей. files5.s-ba.ru www.maam.ru В учебно-дисциплинарной модели активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. files5.s-ba.ru Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жёстко регламентируется взрослыми. files5.s-ba.ru В личностно-ориентированной модели придается исключительное значение игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. files5.s-ba.ru
- Статус взрослого. www.maam.ru Учебно-дисциплинарная модель предполагает авторитарный стиль руководства, при котором взрослый занимает позицию «учителя», даёт задания и контролирует их выполнение. www.maam.ru Личностно-ориентированная модель предполагает демократический стиль руководства, общение на равных, взаимное уважение, взрослый занимает позицию «партнёра». www.maam.ru
- Методы работы педагога. www.maam.ru Учебно-дисциплинарная модель предполагает прямое обучение, воздействие на ребёнка (показ, объяснение, указание, напоминание, разъяснение). www.maam.ru Личностно-ориентированная модель предполагает опосредованное обучение. www.maam.ru
В результате учебно-дисциплинарной модели возникает взаимное отчуждение взрослых и детей, дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. files5.s-ba.ru nsportal.ru