Учебно-дисциплинарная модель дошкольного воспитания уступает личностно-ориентированной по нескольким причинам:
- Цель обучения. 14 Учебно-дисциплинарная модель направлена на то, чтобы вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание. 14 Личностно-ориентированная модель предполагает содействие становлению ребёнка как личности, развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности. 14
- Активность детей. 15 В учебно-дисциплинарной модели активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине. 1 Игра как основной вид детской деятельности ущемляется во времени и жёстко регламентируется взрослыми. 1 В личностно-ориентированной модели придается исключительное значение игре, позволяющей ребёнку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя. 1
- Статус взрослого. 5 Учебно-дисциплинарная модель предполагает авторитарный стиль руководства, при котором взрослый занимает позицию «учителя», даёт задания и контролирует их выполнение. 5 Личностно-ориентированная модель предполагает демократический стиль руководства, общение на равных, взаимное уважение, взрослый занимает позицию «партнёра». 5
- Методы работы педагога. 5 Учебно-дисциплинарная модель предполагает прямое обучение, воздействие на ребёнка (показ, объяснение, указание, напоминание, разъяснение). 5 Личностно-ориентированная модель предполагает опосредованное обучение. 5
В результате учебно-дисциплинарной модели возникает взаимное отчуждение взрослых и детей, дети теряют инициативу, а в дальнейшем у них появляется негативизм. 14