Трудности с усвоением грамматики и синтаксиса у слабослышащих детей возникают по нескольким причинам:
- Неточность слухового восприятия. 12 Слабослышащий ребёнок способен отчётливо воспринять на слух лишь ударную часть слова, что приводит к «усечённости», неотчётливости и недостаточной устойчивости слуховых образов. 23
- Ограниченность словарного запаса. 2 Это приводит к неточности употребления слов, к расширению их значений. 2 Например, слово «стол» в речи слабослышащего ребёнка может обозначать и стул, и табуретку, и кресло, поскольку в его словарном запасе имеется лишь это слово. 2
- Сложность усвоения слов с отвлечёнными значениями. 12 Особую сложность для слабослышащих детей представляет усвоение служебных слов, которые нередко состоят из одного согласного звука, поэтому они опускаются детьми. 12
- Трудности в понимании грамматической структуры сложного предложения. 4 Это связано с недостаточным осознанием семантического значения некоторых союзов. 4
Наибольшие трудности у слабослышащих детей вызывает употребление в речи наречий, местоимений и предлогов, так как эти части речи являются наиболее абстрактными, что затрудняет их понимание и правильное использование детьми. 4
Для полноценного развития слабослышащих детей необходимо специально организованное обучение, центральное место в котором отводится обучению языку. 4