Преобладание социальных мотивов над познавательными у младших школьников может быть связано с несколькими факторами:
- Изменение социальной ситуации развития. 5 При поступлении в школу ребёнок сталкивается с новыми ролями, правилами и трудностями. 5 Это вызывает изменения в самооценке и потребностях, которые были перенесены в школу из дошкольного возраста. 5
- Закрепившаяся социальная роль школьника. 4 Это развивает у детей стремление получать поощрение, похвалу от педагога, родителей. 4 Мотив получения высоких отметок занимает главное место среди разнообразных социальных мотивов учения. 4
- Важность мнения школьного коллектива. 5 В третьем и четвёртом классах социальные мотивы начинают выходить на лидирующие позиции. 5 Мнение школьного коллектива становится важным для самооценки обучающегося, из-за чего у него складывается новое отношение к учению и школе. 5
При этом для младшего школьного возраста нормой считаются высокий уровень мотивации и преобладание познавательных мотивов. 5 Преобладание того или иного мотива зависит от стиля педагогического общения с детьми: познавательную мотивацию стимулирует демократический стиль руководства, при неустойчивом и авторитарном стиле познавательные мотивы детей развиваются слабее. 4