Трудности в творческом рассказывании у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) возникают по нескольким причинам:
- Недоразвитие основных компонентов языковой системы. 12 Это касается лексического, грамматического, фонетического и фонематического компонентов, а также произносительной (звуковой) и семантической (смысловой) сторон речи. 12
- Вторичные отклонения в развитии высших психических функций. 2 К ним относятся восприятие, внимание, память и другие. 2
- Трудности преобразования полученного опыта. 4 Неумение анализировать личный опыт, информацию, полученную из рассказов других людей или литературных источников, препятствует созданию новых сюжетных линий, образов героев и описаний среды. 5
- Ограниченный жизненный опыт. 5 Негативный жизненный опыт детей с системным недоразвитием речи снижает мотивацию на высказывания и импровизацию. 4
- Сложности с определением логической последовательности изложения. 1 Например, при составлении рассказа по серии сюжетных картинок дети с ОНР не умеют расположить картинки в нужном порядке. 1
Творческое рассказывание облегчается при наличии опоры (предмет, картинка, образец текста). 5