Некоторые причины, по которым традиционная система образования не всегда эффективно развивает функциональную грамотность:
- Нацеленность на общеучебные знания, умения и навыки, а не на личностно-ориентированный компонент, который позволит адаптироваться выпускнику в современном мире. 1
- Передача знаний в готовом виде, без акцента на самостоятельной и ответственной учебной деятельности учащихся. 1
- Доминирование предметных целей над интегральными, отсутствие компетентностного подхода в обучении. 1
- Перегрузка домашними заданиями, из-за которой ученики теряют способность мыслить и относиться к обучению творчески. 1
- Недостаточная подготовка учителей в области формирования функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов. 3
- Особенности восприятия и переработки информации, например, «клиповое мышление», из-за которого ученикам не хватает глубины знаний, их прочности, чтобы провести анализ и сделать верные выводы. 5
Для эффективного развития функциональной грамотности необходимо использовать технологии и формы обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности учащихся. 1