Томас Кун критиковал кумулятивную модель развития науки, потому что при таком подходе прогресс в науке сводится к простому накоплению и росту научного знания, вследствие чего не раскрываются внутренние закономерности происходящих в процессе познания изменений. 1
Кун считал, что важным является не накопление знаний, а своевременный отказ от исчерпавших себя теорий. 2 Процессу кумулятивного «развития через накопления», характерному для нормальной науки, Кун противопоставлял «научные революции», суть которых состоит в смене лидирующей парадигмы. 4
В качестве примера Кун приводил соотношение динамики Эйнштейна с уравнениями динамики из «Начал» Ньютона — это теории, несовместимые между собой. 2 Более современная теория Эйнштейна исключает, а не включает в себя теорию Ньютона, признавая её лишь частным случаем. 2