Теория трёх штилей Ломоносова утратила актуальность в XIX веке из-за разрушения иерархии жанров и угасания героической поэмы и оды. 2
Кроме того, писатели и поэты стали ориентироваться на реализм, стремясь правдиво и объективно изображать жизнь и характеры людей. 5 Они использовали различные языковые стили в зависимости от конкретной ситуации и художественной задачи. 5
Также критики считали теорию трёх штилей слишком жёсткой и формальной, она ограничивала творческую свободу писателей и поэтов. 5 Например, Александр Сумароков выступал за более свободное использование разговорной лексики и простой синтаксис. 5
Особую роль в трансформации теории трёх штилей сыграл Николай Карамзин, который предложил новую концепцию литературного языка, ориентированную на простоту, естественность и эмоциональность. 5