Теория пассионарности, разработанная Львом Гумилёвым, остаётся дискуссионной в современной науке по нескольким причинам:
- Недостаточная научная обоснованность. 1 Критики указывают на то, что теория пассионарности не имеет твёрдой научной основы. 1 Многие аспекты теории не могут быть проверены или воспроизведены в контролируемых условиях. 1
- Редукционизм. 1 Некоторые критики утверждают, что пассионарная теория упрощает сложные процессы, такие как этногенез и культурные изменения. 1 Связывание успехов или неудач целых этносов только с пассионарными личностями может привести к игнорированию других факторов. 1
- Субъективизм. 1 Определение того, кто является «пассионарным» и какие действия можно считать «пассионарными», может варьироваться в зависимости от историографической традиции и точки зрения исследователя. 1
- Пренебрежение коллективными факторами. 1 Критики отмечают, что теория акцентирует внимание на индивидуальных лидерах и их личной энергии, в то время как множество факторов, таких как массовое сознание, социальные движения и коллективные действия, могут иметь не меньшее значение в формировании и развитии этносов. 1
- Критика зависимости от биологии. 1 Некоторые критики указывают на биологическую составляющую концепции. 1 Гумилёв использует термины, перекликающиеся с биологией, что может подразумевать генетическую предрасположенность к определённому поведению. 1
- Проблемы с универсальностью. 1 Некоторые исследователи отмечают, что попытка применения теории к различным культурам и эпохам может привести к неуместным обобщениям. 1
Официальная наука относит учение о пассионарности к псевдонаучным концепциям из-за недостатка верифицируемых данных и несоответствия научной методологии. 2