Теория этногенеза Льва Гумилёва вызвала дискуссии в научном сообществе из-за необоснованности некоторых теоретических положений и вольного обращения автора с историческим материалом. 1
Некоторые критики отмечали, что Гумилёв, претендуя на объективность, исходит из личной позиции, не подкрепляя аргументы статистикой или другими исследованиями. 2
Кроме того, невыясненность природы пассионарности, которую рассматривал Гумилёв, использовалась его оппонентами как доказательство отсутствия этой концепции. 4
Также взгляды Гумилёва объявлялись не согласующимися с историческим материализмом. 1 Например, историк и этнограф В. И. Козлов критиковал Гумилёва за географический детерминизм как немарксистский, а в теории естественности и непреодолимости межэтнических конфликтов рецензент увидел едва ли не оправдание фашизма. 1
В целом концепция Гумилёва не получила признания среди историков и этнологов и считается ненаучной. 1