Свободный диктант рекомендуется для подготовки к изложению, потому что помогает преодолеть неполноту и непоследовательность передачи содержания, которые характерны для ученических изложений. 12
В процессе свободного диктанта школьники вырабатывают умение отбирать основное, отсеивать второстепенное, выделять главное, устанавливать логические связи и передавать содержание прослушанных отрывков своими словами. 12
Кроме того, свободный диктант:
- Развивает внимание и память учащихся. 1 Небольшой объём отрывков и их смысловая законченность позволяют ученикам, при условии внимательного прослушивания, успешно воспроизводить содержание своими словами. 1
- Обогащает словарь учащихся путём запоминания редких и трудных слов и оборотов. 2
- Развивает литературно-творческое мышление и речевую культуру учащихся, включая пунктуационную и орфографическую грамотность. 2
- Даёт возможность ставить перед учащимися задачи творческого характера. 1 Например, отвечать на вопросы по тексту, писать заключение, формулировать вывод и т. п.. 1