Субъективные оценки могут мешать объективной оценке знаний, потому что на выставление оценок влияет личное отношение педагога к учащемуся или стереотип его восприятия. 1
Некоторые примеры, когда субъективные оценки влияют на объективность оценивания:
- Ошибка «ореола». 5 Педагог может предвзято оценивать тех школьников, к которым он лично относится положительно, и отрицательно оценивать тех, к кому личное отношение отрицательное. 5
- Ошибка «контраста». 5 Знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. 5
- Ошибка «близости». 5 Педагог склонен пересматривать свою отметку в сторону завышения, например, при неудовлетворительном ответе «отличника». 5
- «Логические» ошибки. 5 Педагог выносит сходные оценки разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся ему логически связанными. 5 Например, за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки. 5
Чтобы избежать субъективных оценок, рекомендуется оценивать только учебную деятельность учащегося на занятии, его работу, ориентированную на создание конкретного продукта. 1 В качестве продукта можно рассматривать, например, выполненное упражнение, решение задачи, написание сочинения. 1