Студенты из разных социальных слоёв по-разному адаптируются к университетской среде по нескольким причинам:
- Смена культурного и социального контекста. 1 Студентам, например, первого поколения сложно адаптироваться из-за того, что прежние стратегии поведения и общения становятся неэффективными, а новые социальные связи возникают с трудом. 1
- Нехватка знаний о специфике, ценностях и механизмах работы высшей школы. 1 Студенты из семей без высшего образования могут не знать о требованиях, которые предъявляются к поступающим. 1
- Качество школьного образования. 1 Дети из бедных и малообразованных семей реже учатся в школах с углублённым преподаванием предметов. 1 Установки учителей также не способствуют достижениям: педагоги не ждут от учащихся из уязвимых групп высоких результатов. 1
- Стратегии отбора и усвоения информации. 1 Студенты из образованных семей прежде всего знакомятся с официальными документами, программами курсов или обращаются к преподавателям напрямую. 1 Студенты из семей без высшего образования избегают такого общения и опираются на собственную трактовку устных объяснений преподавателей. 1
- Совмещение учёбы и работы. 1 Из-за «перевеса» работы у студентов остаётся мало времени на студенческие внеучебные активности, на встречи с друзьями и отдых. 1
На адаптацию студентов также влияют индивидуально-типологические особенности личности, например тип нервной системы и особенности темперамента. 2