Некоторые причины, по которым современные дети могут испытывать трудности в смысловом анализе текстов:
- Клиповое мышление. www.shkolazhizni.ru skillbox.ru Обилие коротких текстов с динамичным сюжетом, рекламы со зрительно-звуковыми эффектами развивает непроизвольное внимание, но не способствует концентрации на длительное время. www.shkolazhizni.ru
- Перегрузка визуального ряда. educators.co.il Большое количество графиков, схем, заголовков, плакатов, ярких презентаций, иллюстраций может отвлечь ребёнка, из-за чего смысл текста отодвигается на второй план. educators.co.il
- Перегруженность учебников. educators.co.il В них может быть слишком много информации: документов, адресов ссылок, демонстрационных материалов и самого текста. educators.co.il
- Большое количество терминов. educators.co.il Учебный текст доступен ребёнку, если в нём не более 15–20% незнакомых слов-терминов. educators.co.il
- Недостаток базовых знаний. educators.co.il Например, без погружения в эпоху и предварительной словарной работы детям сложно читать литературу Средневековья или классику XIX века. educators.co.il
- Мода на беглое чтение. www.shkolazhizni.ru В начальной школе большое внимание уделяется технике чтения, а на работу над содержанием часто не хватает времени. www.shkolazhizni.ru
Также на способность к смысловому чтению влияют мотивация, интересы ученика и его целеполагание — понимание, зачем читать те или иные тексты. cyberleninka.ru