Социокультурная теория Л. С. Выготского считается фундаментальной для педагогической психологии по нескольким причинам:
- Объяснение динамической взаимозависимости социальных и личностных процессов. cyberleninka.ru Выготский показал, что обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда совершается в пределах периода, определяемого «зоной ближайшего развития». cyberleninka.ru В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. cyberleninka.ru
- Понимание роли социальной среды в развитии личности. solncesvet.ru www.publishing-vak.ru Выготский рассматривал социальную среду не как фактор, а как источник развития личности. solncesvet.ru Воспитание, по его мнению, осуществляется «через собственный опыт ученика», который в большей степени определяется средой. www.publishing-vak.ru Роль учителя при этом состоит в организации и регулировании среды. www.publishing-vak.ru
- Формулировка закона развития высших психических функций. www.publishing-vak.ru Выготский считал, что высшие психические функции изначально возникают как форма коллективного поведения, невозможная без сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека. www.publishing-vak.ru
- Введение исторического принципа. spravochnick.ru Выготский первым ввёл в область возрастной психологии исторический принцип, означающий применение категории развития к исследованию явлений. spravochnick.ru
Таким образом, концепция Выготского позволила разрешить противоречия между внешним и внутренним, между индивидуальным и социальным, что важно для понимания процессов развития сознания и мышления в контексте обучения и образования. cyberleninka.ru