Система оценивания по литературе может быть субъективной по нескольким причинам:
- Творческий характер большинства заданий. 2 Ученики имеют разный уровень подготовки, и невозможно оценить всех одинаково. 2
- Отсутствие официально принятых критериальных шкал для оценки различных типов письменного текста учеников (диктовки, краткого пересказа, сочинения). 4
- Неравнопоставленность уровней научной и методической подготовки проверяющих. 4 Также могут проявляться неправильные проявления профессионализма: избыточная строгость или снисходительность. 4
- Проявление «эффектов субъективизма», например, эффект последнего впечатления или системной недооценки/переоценки экзаменационных работ. 4
Чтобы снизить риск субъективности, некоторые эксперты проверяют работы независимо друг от друга. 5 Если возникает разногласие в оценках, привлекается третий эксперт, который определяет, чьё оценивание более корректно. 5