Система образования поощряет отличников, но не гарантирует успешность в будущей жизни по нескольким причинам:
- Установки на перфекционизм и зависимость от внешних оценок. 1 Отличники привыкают ориентироваться на внешнюю оценку и следовать заданным правилам, жертвуя собственными интересами и творческим подходом. 1
- Страх ошибок. 1 Школа учит, что ошибка — это плохо, за неё снижают оценки. 1 В результате формируется страх рисковать и пробовать новое. 1
- Поощрение универсализма. 2 Страсти и опыту придаётся небольшое значение. 2 В реальном мире, однако, востребован один ключевой навык, а другие не так важны. 2
- Привычка к постоянному успеху. 4 Отличники, привыкшие к постоянному успеху в школе, могут испытывать трудности при столкновении с реальными неудачами. 4
- Отсутствие индивидуальной мотивации. 4 Отличник, который следует только за оценками, может не найти собственного призвания и не найти мотивации для продвижения вперёд после школы. 4
Это не означает, что отличники не могут быть успешными в жизни, но лишь то, что успех требует более широкого спектра навыков и качеств, чем только хорошие оценки в школе. 4