Система Антона Семёновича Макаренко получила признание за пределами Советского Союза по нескольким причинам:
- Эффективность методики. 2 Макаренко создал модель перевоспитания трудных подростков, которая показала высокие результаты: около 3000 воспитанников, считавшихся потерянными для общества малолетними преступниками, вернулись в него достойными людьми. 2
- Акцент на индивидуальности воспитанников. 2 В системе Макаренко каждый ощущал себя частью единого целого, был способен принимать новые социальные роли и нести ответственность за свои решения. 2
- Создание комфортного психологического климата в коллективе. 2 По мнению педагога, объединение, связывавшее его участников общими интересами и целями, способствовало дальнейшему росту здоровой личности и её дальнейшей адаптации в социуме. 2
- Использование трудового воспитания. 14 Приёмы из «Педагогической поэмы» Макаренко активно используют в детских садах, приучая детей к труду и взаимодействию в обществе. 1
В разных странах, в том числе в Германии, возникли макаренковские общества и ассоциации. 3 Решением ЮНЕСКО в 1988 году А. С. Макаренко был признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке. 4